В рамках празднования 90-летия Сибархива в 2010 г. Государственным архивом Новосибирской области и управлением государственной службы Новосибирской области совместно с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирской городской общественной организацией «Союз краеведов», газетами «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» и «Советская Сибирь» был объявлен конкурс молодых архивистов «Народная летопись», целью которого стало привлечение молодежи к сохранению ценных документальных источников по региональной истории. Представляем итоги конкурса молодых архивистов «Народная летопись».
В 2010 г., в рамках празднования 90-летия Сибархива, управлением государственной архивной службы Новосибирской области и Государственным архивом Новосибирской области совместно с Новосибирским институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования, Новосибирской городской общественной организацией «Союз краеведов», газетами «Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов» и «Советская Сибирь» был объявлен конкурс молодых архивистов «Народная летопись». Одной из основных целей конкурса стало привлечение молодежи к сохранению ценных документальных источников по региональной истории. Самыми интересными и наиболее полно отражающими "повседневную" историю материалами стали воспоминания очевидчев и их фотографии. Поэтому главной задачей начинающего архивиста стало выявление и сохранение первоисточника, как исторической памяти поколений, как культурного наследияе эпохи для составления подлинной летописи жизни.
Организаторы конкурса ставили перед собой следующие задачи: формирование у молодежи чувства гордости своими предками, историей своей малой родины, являющейся частью общей истории великой страны; ориентация молодежи на приобретение навыков исследовательской работы, имеющей общественно-историческое значение; получение информации о документах, находящихся в семейных архивах; сбор документов, отражающих историю региона, передача их на вечное хранение в архивы; пропаганда архивной отрасли.
Участниками конкурса стали ученики старших классов общеобразовательных учреждений, студенты начальных курсов высших учебных заведений Новосибирска и Новосибирской области. Всего было зарегистрировано 22 заявки на участие.
Организаторы проекта предложили четыре номинации исследовательских работ: «Памятное событие» (сбор и описание документов, содержащих информацию из разных источников о каком-либо общественно значимом / историческом событии; допускается запись воспоминаний), «День за днем» (сбор и описание документов по истории общественной жизни населенного пункта / административно-территориальной единицы в разные периоды времени; возможна запись воспоминаний), «Фотогалерея» (сбор и описание фотоматериалов, объединенных одной темой), «След в истории» (сбор и описание документов о деятельности конкретного человека или группы лиц (единомышленников), оказавших значительное влияние на общественную, культурную, духовную жизнь земляков).
Конкурс проводился в четыре этапа. На первом этапе проводилась регистрация участников, формировались группы в соответствии с выбранной номинацией. Второй этап – время проведения исследований, формирование конкурсных работ и передача их экспертной комиссии – он завершился 20 сентября 2010 г.
В сентябре-октябре 2010 г., на третьем этапе проекта, работала экспертная комиссия. Каждая из представленных работ была тщательно изучена, проанализирована, подведение итогов состоялось 22 октября. При оценке конкурсных работ учитывались следующие критерии: соответствие выбранной теме /номинации/, полнота содержания и соответствие предъявленным требованиям к основной части работы, наличие копий документов, разнообразие представленных материалов, соблюдение сроков предоставления конкурсной работы. Заключительный, четвертый этап (октябрь-декабрь 2010 г.) - время организации передачи на государственное хранение районных архивов конкурсных работ, получивших высокую оценку жюри.
В финал проекта вышли 5 конкурсных работ: 3 из МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Чулымского района, 1 – из МОУ Чиксая средняя общеобразовательная школа № 6 Коченевского района, 1 – (две описи) – коллективная работа Православной гимназии во имя Преподобного Сергия Радонежского и гуманитарного факультета НГУ. По единодушному мнению членов экспертной комиссии и жюри, было принято решение призовых мест не присуждать.
Четверо конкурсантов были отмечены дипломами участников первого областного конкурса молодых архивистов «Народная летопись». так же было решено объявить благодарность С.Н. Заика, руководителю школьного историко-краеведческого музея, куратору проектов от МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Чулымского района.
Наиболее соответствующей условиям конкурса, логично сочетающей предисловие и опись документов, признана работа А.Зайонутдиновой и П. Трофимова, учащихся 10 класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Чулымского района, посвященная А.М. Зинаковой (Стальмаковой). Руководитель проекта – Заика Светлана Николаевна.
Экспертами и жюри особо отмечена работа учащихся 11 класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Чулымского района Е. Куртовой и А. Ишутиной «Коллективизация на территории Чулымского района. Колхозы. 1931-1950 гг.» из номинации «День за днем». Руководитель проекта – Заика Светлана Николаевна.
Авторы названных работ получили право заказа копий архивных документов на сумму 1500-00 рублей (каждая группа), а руководитель проектов С.Н.Заика – право на бесплатное историко-архивное исследование по документам Государственного архива Новосибирской области.
В целях сохранения выявленных документов и собранных воспоминаний рекомендовано:
1) по группе работ из МБОУ средней общеобразовательной школы № 1 Чулымского района осуществить правку предисловия, завершить работы по описям в соответствии с поставленными задачами и передать сформированные коллекции документов на хранение в районный архив; 2) завершить исследовательскую работу по сбору и описанию коллекции документов по семейному фонду Шаховых, так как состав документов несопоставим с масштабом личностей и не может быть объединен не только в фонд, но и в коллекцию. |